Наталья Белякова, Секрет фирмы
Рынок франчайзинговых проектов, похоже, окончательно вышел из кризиса. Этой весной заметно активизировались как продавцы франшиз, так и потенциальные инвесторы. Выбирать есть из чего, к тому же в Госдуме обсуждают изменения в законы, облегчающие жизнь обеим сторонам.
"Я недавно побывала в Тюмени, где мы проводили конференции по заказу Российской ассоциации франчайзинга,— рассказывает генеральный директор компании "Франкон" Нина Семина.— И была приятно удивлена: налицо возросшая активность со стороны инвесторов, а также огромное желание франчайзеров выходить в регионы".
Еще год-два назад ситуация была не столь радужной. Некоторые потенциальные франчайзи приостанавливали подписание почти готовых контрактов, так как не представляли, что будет происходить в стране и как кризис повлияет на бизнес франчайзера. Многие, в частности, опасались срыва поставок. Есть примеры, когда владельцы закрывали франчайзинговые магазины. Правда, позже они покупали другую франшизу — несмотря на кризис, такая форма ведения бизнеса очень привлекательна для предпринимателей.
"Франчайзинг, то есть покупка уже обкатанного проекта, со всеми технологиями,— очень надежный бизнес по сравнению с обычным малым предпринимательством",— говорит председатель совета директоров Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ) Александр Майлер. По западной статистике, "выживаемость" обычного малого бизнеса — 15%, тогда как у франчайзинговых проектов этот показатель приближается к 90%. Российская статистика, по словам Майлера, мало чем отличается от мировой.
Самый активный интерес к франшизам проявляют жители городов-миллионников (Екатеринбург, Новосибирск и др.) — местные предприниматели охотнее остальных реагируют на появление новых проектов и форматов. Кроме того, франшизы пользуются спросом у инвесторов в городах "до миллиона" (Тюмень, Иваново, Тольятти, Воронеж, Краснодар). Самый большой подъем, по словам Нины Семиной, заметен в Сочи — здесь наконец-то стали строить современные торговые центры, и это подтолкнуло бизнесменов к активным действиям. Например, в прошлом году в Сочи открылось первое заведение сети "Ростик'c-KFC".
Как и до кризиса, потенциальные франчайзи обращают больше внимания на бизнесы, требующие не очень серьезных вложений — до $30-50 тыс. Конечно, можно найти проекты с меньшими инвестициями, но они генерируют не слишком высокий доход.
Подсчитать точное количество франшиз, предлагаемых на российском рынке, никто не берется. По грубым прикидкам, их около 400-500, говорит Александр Майлер. По-прежнему наиболее востребованы проекты в сфере розничной торговли (в первую очередь одежда и продукты), общественного питания (чаще всего фастфуд, который легче тиражировать), сервиса (медицинские и ИТ-услуги, обучение и др.). Относительно свежее направление — b2b-проекты, например клининг, заправка картриджей и т. д. Как правило, во всех случаях речь идет о товарах или услугах массового спроса, в сегменте среднем или ниже среднего.
Неплохо распродаются и западные франшизы. По данным Нины Семиной, 36% предлагаемых на нашем рынке франшиз — зарубежные. Впрочем, по словам Майлера, удельный вес западных компаний уменьшается, потому что растет число привлекательных российских проектов. Кроме того, многие зарубежные бизнесмены боятся выходить в Россию. Хотя есть и исключения. Так, в России скоро откроются магазины одного из самых известных мировых производителей белья Victoria's Secret. Права на развитие марки получила компания "Монэкс трейдинг" (франчайзи сетей The Body Shop, Mothercare, Next, и др.).
Конечно, российский инвестор, покупающий франшизу, рискует своими деньгами. Но если бизнес франчайзера успешен, существует давно и обе стороны трезво оценивают перспективы открытия новой точки, то опасность потерять деньги невелика. У владельца франшизы свои риски. "Для франчайзера страшны два момента. Во-первых, неуспешные франчайзи. Они портят статистику, а главное, способствуют размыванию брэнда,— рассуждает Нина Семина.— Второй бич — успешные франчайзи. Они могут выйти из бизнеса, узнав все технологии и секреты. Менее всего защищены франчайзеры из сферы услуг и общественного питания. А поскольку наше законодательство несовершенно, то перспективы судебных разбирательств не всегда понятны".
Впрочем, государство уже взялось за франчайзинг. В конце прошлого года Госдума одобрила в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в главу 54 Гражданского кодекса РФ". В частности, предполагается упростить порядок регистрации договоров коммерческой концессии — по ним работают франчайзинговые компании. Это сделает франчайзинг более популярным у предпринимателей. Кроме того, владелец марки сможет устанавливать цену, по которой франчайзи будет реализовывать товары и услуги, а также территорию, где тот будет работать. Наконец, поправки должны узаконить запрет на продажу продукции конкурирующих фирм, чем иногда грешат некоторые партнеры.
Благодаря слаженной работе коллектива «Франкон» результаты превзошли наши самые смелые ожидания.
Благодарим команду «Франкон» за высокую компетентность, оперативность и вовлеченность в наш проект!
Мы долго искали подрядчика и в результате выбрали компанию «Франкон», поскольку только они соответствовали нашим высоким требованиям.
Компания ФРАНКОН разрабатывала для нас проект конверсионного франчайзинга. Проведена большая работа, результаты которой мы смогли применить при разработке франшизного пакета FitStudio.
Выражаю признательность коллективу компании "Франкон" и портала franshiza.ru за высококлассный консалтинг и подготовку документов франчайзингового пакета для нашей компании.
Благодарим Екатерину Арония, юриста компании «Франкон», за профессионализм и чуткое внимание к потребностям клиента.
Темой франчайзинга я заинтересовался давно. Но именно сейчас, имея опыт организации собственного успешного бизнеса и продажи первой тестовой франшизы, мы стали готовы к реализации программы франчайзинга и поиску новых партнеров.
Выражаем благодарность компании «Франкон» за проделанную работу по формированию франчайзингового продукта для магазинов фиксированных цен «ЗаОдно».
Решение о сотрудничестве с компанией «Франкон» приняли сразу после первой встречи. Было понятно, что нам «по пути». Нам предложили интересный вариант, при котором мы могли параллельно работать над созданием фрачайзингового пакета и начать привлечение первых партнеров - франчайзи.
Одна из идей дальнейшего развития нашла абсолютно качественное сопровождение с помощью специалистов компании "Франкон".
Несколько лет назад я сотрудничала с Ниной Семиной по разработке франчайзингового пакета для моей компании. Под ее руководством наша франшиза была разработана надежно, качественно, эффективно.
Благодаря сотрудничеству с компанией "Франкон" нам удалось значительно расширить франчайзинговую сеть магазинов белья Atlantic в России.
Позвольте от лица Правительства республики Башкортостан выразить Вам благодарность за участие в Первом Форуме малого бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС.
Нельзя не отметить личностный и персональный подход каждого из Ваших сотрудников к взаимодействию с нашим врачебным и управляющим персоналом, заинтересованность в достижении целей, поставленными нами перед Вашей фирмой и стремление к достижению качественного результата. От всей души говорим Вам огромное спасибо за Ваше терпение в сложных рабочих ситуациях и безмерную отзывчивость.
Было очень приятно работать с такими высококлассными специалистами, надеемся и в будущем на Вашу надежность и высокую репутацию.
Генеральный директор компании «Франкон» Семина Нина Анатольевна эффективно справляется с поставленными целями, а также оперативно решает все вопросы, возникающие в ходе совместной работы.
Выражаю благодарность компании "Франкон" и персонально руководителю Нине Семиной за качественную, детальную, высокоорганизованную работу по разработке полного пакета документов по франшизе бренда и бизнеса «Мама + Я».
Наша компания относится к тем заказчикам, для которых подготовка документов – серьезный процесс. К нему мы подходим ответственно, кропотливо, тщательно прорабатывая все детали.
Высокий профессионализм, творческий подход, опыт и доскональное знание рынка и теории франчайзинга специалистами компании "Франкон" позволило нам разработать в довольно быстрые сроки качественный франчайзинговый пакет.
Мы обратились в компанию "Франкон" для подготовки руководства по управлению Центром развития ребенка ENS (английский детский сад - English Nursery School).
Я обратилась в компанию "Франкон" после неудачного сотрудничества с якобы международной консалтинговой компанией. Кроме встреч с консультантом, за два месяца я не получила ни одного документа! Поэтому в следующий раз консультантов выбирала очень тщательно.
Специалисты компании "Франкон" неоднократно оказывали содействие в подготовке аналитических материалов ассоциации. Их работа свидетельствует о глубоком знании рынка и понимании проблем франчайзинга.
Мы выбрали компанию "Франкон" для разработки документов франчайзингового пакета. Полностью удовлетворены сотрудничеством и готовы рекомендовать всем компаниям, заинтересованным в развитии своего успешного бизнеса по франчайзингу и продажи франшиз.
От всей души благодарю компанию "Франкон" за безупречное качество и высокий профессионализм.
Наша компания 14 лет в ресторанном бизнесе. Мы владеем более чем 30 ресторанами в 4 городах России. Мы долго «созревали» для продажи нашей франшизы – итальянского семейного ресторана Casa Mia. И, во многом благодаря специалистам компании "Франкон", смогли реализовать эту задачу.
Конференция по франчайзингу в нашем городе проводилась впервые, но потребность в информации именно по этому виду бизнес-отношений у нас большая, я видел это по работе в Молодежной школе предпринимательства, при общении с действующими владельцами бизнесов.
Сотрудничаю со специалистами компании "Франкон" уже много лет. Впервые познакомился с ними в 2006 году, когда команда организовывала свои первые региональные конференции по франчайзингу.